Возрождение образования.
Это происходит уже сейчас

От главного редактора

Цветок Жизни

Новые подходы
в образовании

Сейчас становится ясно всем — учителям, родителям, правительству и специалистам, — что система образования должна измениться. Старые методы крайне утомляют Новых Детей, а в худших случаях система, абсолютно противоположная их природе, причиняет им глубокий вред. Если мы не предпримем что-нибудь, наши дети не станут больше прислушиваться к нам. Им необходима образовательная система, оперирующая не только знаниями, но и сердцем, система новаторская, а возможно, совершенно уникальная — такая, какими были компьютеры, когда они только появились. Система образования, снова обращенная к интересу и любопытству ученика.

Уже появлялось несколько новаторов (например Рудольф Штайнер и Мария Монтессори), которые экспериментировали с новыми способами обучения. Но в основе своей предложенные ими образовательные системы оказались и до сих пор остались за гранью общепринятого.

Однако теперь мир стоит перед необходимостью изменений. Повсюду мы видим ростки нового сознания в образовании, готовые превратиться в красивые цветы. Система механического запоминания, до сих пор господствующая в наших школах, вскоре сменится концепциями, о которых всего несколько поколений назад никто и мечтать не мог.

Такие люди, как Тейлор Гатто, победитель конкурса Учитель года в штате Нью-Йорк и автор книги "Как из нас делают тупиц" (Dumbing Us Down), совершенно ясно показывают, что наша школьная система страдает от множества проблем. Гатто поднял тревогу в области образования в США. Он и такие, как он, сделали ясным не только для самих школ, но и для власть имущих, что мы должны измениться. Завтра будет слишком поздно.

В этом стремлении к изменениям частные и льготные школы начинают экспериментировать с основными концепциями и понятиями, напрмер, что такое обучение вообще. Америка становится своеобразным испытательным полигоном, призванным начать возрождение образования.

Но ситуация сложная. Она гораздо сложнее, чем, к примеру, простое изменение учебного плана. В некоторых случаях, как, например, в модели, предложенной Сатбери, учебный план полностью упразднен, что привело к удивительно позитивным результатам. В других странах тоже существует масса концепций, предлагающих различные способы изменения системы обучения для того, чтобы она соответствовала нашим потребностям.

Образовательные учреждения

Существует четыре вида "учреждений", где происходит образовательный процесс, и именно переход от бесплатных средних школ к другим видам школьных учреждений, возможно, несет в себе самые значительные изменения, которые уже начались.

 

1. Бесплатные средние школы

Чем они занимаются, если вообще чем-то занимаются? По моим наблюдениям, правительство охотно реагирует на создавшийся кризис, поскольку это сейчас стало вопросом политкорректности. Появление льготных школ (см. ниже) тому свидетельство. Но настоящее понимание проблем и их возможных решений придет не со стороны правительства. Именно такие люди, как мы с вами, вместе с по-настоящему заинтересованными учителями найдем способы выхода из кризиса, который ежедневно отравляет жизнь нашим детям.

 

2. Льготные школы

Это школы, которые финансируются правительством, но управляются частным образом. Появление льготных школ позволило внести в образование наших детей частную инициативу и изобретательность. С 1991 года в 36 штатах, в округе Колумбия и в Пуэрто-Рико принят закон о льготных школах. И правительство, и образовательная общественность, внимательно следят за этим экспериментом.

 

3. Частные школы

Так же, как и льготным школам, частным школам предоставлена значительная свобода, чтобы использовать новые идеи. Такой подход, конечно же, связан не только с успехами, но и с неудачами. Но поскольку частные школы зависят от платы, поступающей от учеников, у них нет той финансовой свободы, которой пользуются льготные школы. Соответственно, такие школы могут посещать только те дети, чьи родители могут позволить себе высокую плату.

 

4. Домашнее обучение

Для многих родителей, которые не могут себе позволить частную школу, домашнее обучение становится единственным приемлемым решением во избежание неприемлемой альтернативы — посылать детей в бесплатные школы.

В последние годы домашнее обучение стало нормальной и вполне приемлемой практикой. И несмотря на то, что такой подход может показаться кому-то слишком простым, в ходе домашнего обучения возникают новые идеи, способные навсегда изменить процесс образования. Многие из этих идей подпитываются компьютерной революцией, которая служит основой для возникновения новых методов обучения.

Образовательные методы

 

1. Компьютерное обучение

Компьютеры изменили все другие аспекты нашей жизни гораздо сильнее, чем процесс обучения в школах.

По словам президента компании "Интел" Крейга Барретта, хотя "на компьютерное оснащение школ в США потрачено более 40 миллионов долларов, ... очень мало средств было вложено в обучение учителей эффективному использованию этой технологии". Наша образовательная система погрязла в консерватизме, инновационные подходы здесь принимаются не так охотно, как в мире бизнеса.

Но некоторые начинают понимать, что взаимодействие человека и компьютера вполне может стать началом развития ускоренных форм обучения, которые сейчас находятся в стадии зарождения.

 

2. Интернет: виртуальная школа

Хотя Интернет является, на первый взгляд, лишь одной из возможностей, связанных с компьютерами, он вызывает к жизни целый мир образовательной магии, который способен трансформировать сам способ нашего обучения.

В апреле 2001 года Массачусетский технологический университет объявил, что весь их учебный план (то есть все, что предлагает университет своим студентам, оплачивающим обучение) теперь доступен в Интернете бесплатно!

Когда руководство университета спросили, не повредит ли это им, они ответили, как я считаю, очень благородно. Они сказали, что целью образовательного учреждения является обучение, а не деньги. Также они заметили, что когда предложили всему миру первую бесплатную библиотеку, их почему-то посчитали сумасшедшими. Университет призвал все другие университеты и колледжи последовать их примеру и опубликовать в Интернете свои курсы обучения, создав тем самым невообразимо обширную базу данных для всех, кто желает учиться.

Корпорация "Делл Компьютер" недавно вложила более 100 миллионов долларов в создание мировой интернетовской образовательной системы, чтобы каждый человек в любой точке мира имел свободный доступ к информации.

Компания "Интел" при поддержке "Майкрософт Корпорэйшн", согласно своей программе "Образование ради будущего", рассчитанной на ближайшие три года, инвестирует 100 миллионов долларов в виде наличных, оборудования, разработки образовательных программ и предоставит специалистов для подготовки более 400 тысяч школьных учителей в 20 странах мира.

Эти гигантские корпорации и университеты разглядели в будущем нашего образования нечто, что и нам, возможно, следовало бы понять: Интернет способен полностью оттеснить в прошлое саму концепцию "физической" школы, заменив ее школой "виртуальной".

Прочитайте, что говорится в новостном издании компании "Проктер энд Гэмбл" по поводу дистанционного обучения. Здесь обсуждается расширение использования Интернета и компьютерных возможностей.

В самой простой форме дистанционное обучение в форме видеоконференций дает возможность одному-единственному преподавателю выступать сразу во множестве различных аудиторий.

Но виртуальная школа — это гораздо больше, нежели просто замена школьному зданию. Она будет открыта 24 часа в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. И она перерастет обычное домашнее обучение, поскольку может, и практически наверняка войдет в область технологий ускоренного обучения, сделав возможным усвоение иностранных языков и других сложных предметов за месяцы, а не за годы. И тут мы подходим к...

 

3. Новые технологии обучения

Это та область, в которой я вижу величайшую возможность для по-настоящему революционных изменений. Учитывая повышение доступности и разнообразия того, что теперь называют ВСО ("виртуальная среда обучения"), интерактивные интернет-программы полностью заменят всю концепцию наших "школ".

Еще один новейший метод обучения, называют ИВО ("инструмент виртуального обучения"), и он открывает еще большие возможности. ИВО состоит из виртуальных 3D-окружений, в которых используются особые частоты, "настраивающие" мозг на восприятие информации, а также из специализированных программ, предоставляющих студенту прямой "виртуальный" опыт. ИВО может создать "виртуальный кампус", похожий на "Виртуальные Миры", предложенные Центром передовых обучающих технологий. В программе ИВО могут, например, использоваться игры в качестве основы подачи материала или даже методы, полностью построенные на воздействии на подсознание (либо подобные методы, наложенные на обычные техники).

Это новые области образования, но очевидно, что ИВО может стать доминирующим, если преподаватели и студенты обнаружат, что скорость и успешность обучения повышаются гораздо сильнее, чем при использовании каких-либо иных методов.

Совсем другой подход к новым технологиям обучения демонстрирует невероятная с первого взгляда работа таких людей, как Вячеслав Бронников работающий в России и Украине. Мы уже публиковали статьи о его работе. Бронников учит людей, как прочитать книгу, просто взяв ее в руки. Она появляется на "внутреннем экране" мозга со всеми иллюстрациями! (Чтобы узнать об этом больше, прочитайте мою статью "Сверх возможности и внутренний телеэкран".)

Очевидно, что если взять за основу работу Бронникова, а также других исследователей — таких как сеньор Джиллермо Альтамирано (учитель Инге Бардор, которого она называет Мемо) и Борис Золотов из России, — то в ближайшем будущем в нашем образовании произойдет такой крутой и при этом простой (не понадобятся даже компьютеры) перелом, который навсегда изменит и его, и вообще наше понимание того, кто мы есть.

Однако существует проблема, которую ясно сформулировал профессор Гарвардского университета Крис Дид: "Изменение сознания и состояния души — гораздо более сложный процесс, чем приведение в порядок инфраструктуры". Например, метод скоростного чтения в действительности был предложен еще в 60-х годах. И, как и предсказывал Крис Дид, несмотря на неоспоримые доказательства того, что этот метод работает гораздо лучше, чем все изобретенное ранее, консервативная природа традиционного обучения не приняла во внимание даже возможность использования его в наших школах.

Теперь, с появлением домашнего компьютера и интерактивных программ обучения, таких как ВСО и ИВО, по мере того как они развиваются и охватывают все больше областей знания, все остальное, о чем мы говорили, может стать уже несущественным.

 

4. Необходимость самооценки

Одна из главных опасностей при обучении наших детей традиционными методами состоит в том, что в этом процессе многие из них получают эмоциональные травмы и теряют самооценку. Многие молодые люди, пройдя через нашу школьную систему, по какой-то причине чувствуют, что они неспособны, или даже недостойны достичь самых звезд.

Не столь важно, какое направление выберет наша система образования, в первую очередь требуется изменить то, что она лишает наших детей силы. И многие люди, такие как Джек Кенфилд и Джон и Николь Кларк, давно уже поняли это и неустанно работают в наших школах — в окопах, так сказать, — чтобы как-то это изменить. И они, и Джозеф Корнеллз, и Джоанна Локс, и многие другие, чьи работы мы обсуждаем в этом выпуске, — это новые герои нашего мира.

Кто учится, чему и зачем?

В проблеме изменения системы образования центральное место занимает не только то, как мы учим детей и где мы это делаем, но и чему мы их учим. Однако, несмотря на высочайшую важность этого вопроса, здесь мы не будем подробно его обсуждать, потому что эта проблема является почвой для ожесточенных споров с самого начала истории образования.

Я уверен, что эта война никогда не кончится, и, возможно, так и должно быть. У разных людей разные представления о том, что важно в жизни, и чему нужно учить наших детей. Журнал Дух Маат не станет вступать в эту бесконечную дискуссию, но вслед за Ларри Уэшоном мы, по крайней мере, можем задаться вопросом, наше ли это вообще дело — принимать подобные решения.

Вопрос образования касается всех аспектов жизни и всех людей всех возрастов. Обучение — очень важная часть самовыражения в жизни. Вы можете воспользоваться этим сайтом или другим подобным, чтобы выразить свое мнение и понимание проблемы. Вместе мы найдем мудрое решение, тот синтез, который и является целью обучения.

Давайте проверим пословицу, которая гласит: "Перо могущественнее меча".

В Любви и Служении,
Друнвало.


Главная страница

Карта сайта

Индекс выпусков на русском языке

Индекс статей
этого выпуска

Письма от Друнвало

Если вы действительно хотите Знать.