Наша система образования

Как мы пришли к этому? Куда мы идем?

Цветок Жизни

Новые концепции
в образовании

Не так давно, когда началось развитие существующей сейчас системы образования, большинство из нас были фермерами, а наши дети — помощниками во всех видах работы на фермах. Учебный год начинался осенью, когда заканчивались их рабочие обязанности, и продолжался до начала весенних посадок. Таково происхождение летних каникул.

В том простом мире, где дети из малонаселенных общин собирались в однокомнатные школьные помещения, вполне достаточно было изучить три предмета — чтение, письмо и арифметику. Методы преподавания были так же просты: запоминай и повторяй. Если же дети все-таки не могли с этим справиться, принято было бить их указкой по рукам, хлыстом по спине, а то и еще хуже.

Сегодняшние изменения в нашем мире превосходят самые невероятные фантазии тех, кто жил даже 50 лет назад, не говоря уже о временах, когда зародились однокомнатные школы. Запряженные в повозки лошади, мирно трусящие по тенистым загородным дорожкам, уступили место поездам, автомобилям, мотоциклам, гигантским авиалайнерам. Всю эту сложную транспортную систему трудно охватить умом даже сейчас, хотя мы пользуемся ею ежедневно.

Катание на пони, торговля товарами с тележек, странствующие художники-портретисты, представления бродячих певцов — все это постепенно уступило место таким технологиям, о которых наши бабушки и дедушки не могли даже мечтать. Информационная революция изменила промышленность. Советы директоров, члены которых разбросаны по всему миру — от Австралии до Гонконга, Лондона, Парижа и Нью-Йорка, — проводят заседания по видеоконференцсвязи. Ни одна крупная корпорация не проработает и пяти минут без тысяч связанных между собой компьютеров, обслуживающих все аспекты бизнеса, от составления производственных календарных планов до повышения уровня "корпоративной культуры". Даже самый маленький розничный магазин проводит инвентаризацию и бухгалтерские подсчеты с помощью сложных компьютерных систем.

Существуют учебные программы, позволяющие изучить новый язык за 30 дней. У себя дома взрослые американцы уже давно обучаются на интерактивных курсах чему угодно — от приготовления пищи для гурманов до HTML-кодирования. Люди общаются в чатах и по электронной почте, где мгновенный перевод сделал границы между культурами и нациями пережитком прошлого.

И при всем при этом, посреди воплощенной в реальности научной фантастики, наши национальные общественные школы продолжают следовать старому образцу централизованных зданий, авторитарной философии и точно таких же методов преподавания, как и раньше: запоминание, повторение и наказание.

Да, однокомнатное школьное здание превратилось в похожий на завод комплекс, стоимостью много миллионов. Вместо старой пузатой печки в углу — теперь центральная система отопления, а масляные лампы уступили флуоресцентному освещению (а у счастливчиков даже лампам полного спектра). И учителям больше не позволено оскорблять учеников физически.

Однако наказание, несмотря на то, что никогда не работало, и не будет работать, все еще считается допустимым методом принуждения к учебе и дисциплине. До сих пор по всей стране тысячи дорогостоящих школьных помещений стоят пустыми во время сезона созревания урожая. И, несмотря на большой прогресс в обучающих технологиях, несмотря на информационную революцию, изменившую каждый дом и весь бизнес в нашей стране, несмотря на наше понимание того, что учеба в естественном своем виде должна быть увлекательной и веселой, — большинство наших общественных школ продолжают принуждать детей заниматься утомительной, нудной работой, которая была характерна для методов преподавания, принятых 200 лет назад.

Но ведь давно уже ясно, что старые способы не работают.

Вот слова доктора Марии Монтессори: "Научные исследования показали, что образование — это не то, что дает учитель. Образование — это естественный процесс, который спонтанно выполняется человеческой личностью и приобретается не путем выслушивания чужих слов, а путем получения опыта в окружающем мире. Таким образом, задача учителя — подготовить ряд мотивов культурной активности, создать вокруг особую обстановку, а затем ограничивать нежелательные вмешательства. Люди-учителя могут только помочь (как слуги помогают своему хозяину) в той великой работе, которая проделывается сама. При таком подходе они будут свидетелями раскрытия человеческой души и взросления Нового Человека, который не станет жертвой обстоятельств, но будет иметь ясность мышления, позволяющую направлять и формировать будущее человеческого общества".

Следуя такому образу мышления и используя возможности, предлагаемые компьютерами и Интернетом, наша школьная система сейчас только начинает процесс трансформации. Даже те, кто обладает правительственной властью, признали, что завтра будет слишком поздно. Изменения происходят прямо сейчас, и они будут продолжаться — не только в частных школах и при домашнем обучении, как раньше, но и в финансируемых государством льготных школах, а также в собственно общественных школах.

На самом деле, Америка недавно стала безошибочным индикатором для новой философии образования. Как мы выяснили в собственном исследовании для этого выпуска Духа Маат, старая система запоминания, повторения и наказания очень скоро сменится такими принципами, о которых всего одно поколение назад никто и не мечтал. Эти новые принципы и обнадеживающие новые направления, которые намечаются в образовании, подробно описаны в моей статье "Возрождение образования: это происходит прямо сейчас".

Много ли вы знаете детей, которые любят ходить в школу? Скорее всего, не очень. Во всяком случае, сейчас. Но завтра будет совсем другая история. Приглашаем вас поучиться и, возможно, поучаствовать в этом возрождении нашей образовательной системы.

В Любви и Служении,
Друнвало.


Главная страница

Карта сайта

Индекс выпусков на русском языке

Индекс статей
этого выпуска

Письма от Друнвало

Если вы действительно хотите Знать.